16:56

in tenebris lucet

Ну, надо же с чего-то начинать когда-то.
Курс Нади Лойтлофф. Скетчинг.

Комментарии
15.05.2020 в 21:21

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Sunset Vagrant, есть некоторое ощущение, что всем тем, кому недодали того, чего додали мне, я должна.
15.05.2020 в 21:22

in tenebris lucet
Mark Cain, Искусство - оно для того, чтобы автор говорил миру о своей боли, а люди откликались на это.

И только? Или о чём-то ещё?
15.05.2020 в 21:22

in tenebris lucet
*Шелли, а ты знаешь, ты ведь многим "возвращаешь".
15.05.2020 в 21:47

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
выдирающим гнилой зуб
Это задача святой инквизиции и прочих карательных органов.)
А нашевсё никогда не был догматиком - в противном случае он не был бы гением. "Воспитателями поколения" были многие его современники, такие как Кукольник, например. А он провоцировал читателя осмыслять прошлое и будущее и строить собственное самосознание - никогда не навязывая, что такое хорошо и что такое плохо, доверяя читателю и признавая право на любую точку зрения. Простите, но я театроед, я люблю Пушкина, и говорить о свободе созданного им мира, о его любви к жизни, сколько бы в этой жизни ни было безобразного, о сочетании несочетаемого в его творчестве я могу очень долго. И сравнивать его со сторонниками насильственных мер - как-то даже оскорбительно по отношению к нему. Однобокий взгляд на жизнь, незыблемая уверенность в своей правоте - это к романтикам. Представить, чтобы Пушкин желал удалить из жизни тот или иной элемент или исправить его - невозможно вообще.

И только? Или о чём-то ещё?
Ну, я говорю "боль" в широком смысле, подразумевая всё, что рвётся наружу и заставляет об этом говорить, писать, рисовать, снимать etc. Нечто индивидуальное, что делает автора уникальным и что через призму этой уникальности преобразует мир.
15.05.2020 в 22:34

in tenebris lucet
Mark Cain, но Шелли же ничего не говорила про карательность) про исцеление, это другой аспект и ракурс.


Представить, чтобы Пушкин желал удалить из жизни тот или иной элемент

Я очень даже могу представить себе элемент, который Пушкин хотел устранить из жизни.
15.05.2020 в 22:37

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Да не удалить или исправить, а вылечить. Помочь. Поддержать. Дать надежду.
Я знала, что цветистые, точно оперение павлина, и дающие возможность неправильного истолкования, подобно сурам Корана, да и ненужные, как рыбьи зонтики, метафоры меня погубят.
16.05.2020 в 01:20

in tenebris lucet
*Шелли, без метафор жизнь скучна. Рыбы с зонтиками... Боже, что за прелестная картинка. Люблю такое, в дальневосточного стиле. Да и красный цвет порой удивительно к месту и радует.
16.05.2020 в 02:41

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Я очень даже могу представить себе элемент
Ну, личные счёты не в счёт)) В быту гении все не подарочки, само собой. Даже с таким солярным творчеством.

метафоры меня погубят
Нинада отказываться от метафор)) Но их бывает непросто понять однозначно, что есть, что есть.
Искусство может дать исцеление - тут я согласен, а может и не дать, это его право. (И, к тому же, эффект плацебо во многом зависит от веры рецепиента.)) Метафора с зубом меня дёрнула потому, что хороший автор не вынесет миру однозначного диагноза. Что для одного - гнилая заноза, то для другого - сокровище, (а в конечном итоге не является ни тем, ни другим), и автор оставляет пространство для разных трактовок.
16.05.2020 в 09:39

in tenebris lucet
Mark Cain, ты абсолютизируешь относительность:D
16.05.2020 в 09:40

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Sunset Vagrant, обнаружен ситх, вызываю Совет Джедаев!
16.05.2020 в 09:45

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Sunset Vagrant, обнаружен ситх, вызываю Совет Джедаев!



хороший автор не вынесет миру однозначного диагноза
Миру - нет, конкретному явлению - запросто.
16.05.2020 в 12:03

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
ты абсолютизируешь относительность
Ну...да:gigi:

конкретному явлению - запросто
С трудом совмещаю в одном предложении искусство и ярлыки, хотя да, пожалуй, такое есть. Просто, как правило, с течением времени они устаревают и мы либо их не считываем, либо закрываем на них глаза, потому как другие достоинства произведения перевешивают. Скажем, многие, от Шекспира до Толкина, были антисемитами, но любим мы их не за это))
16.05.2020 в 12:32

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Mark Cain, так я не о ярлыках. Я о бездумном истреблении диких животных (Дарелл), о том, что важно раскаиваться и признавать свои ошибки, о том, что не стоит относиться ни к кому с предубеждением, чем чувство отличается от чувствительности. О добродетелях и пороках, в конце концов.
Или это тоже ярлыки?
16.05.2020 в 18:07

It's called "Garbage can", not "Garbage cannot".
обнаружен ситх, вызываю Совет Джедаев!

Вызывали?
16.05.2020 в 22:15

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
бездумном истреблении диких животных (Дарелл)
Ну Даррелл, который Джеральд, как зверолов именно бездумным истреблением диких животных и занимался. То есть не своими руками, а руками местного населения, которое радостно тащило белому господину всё живое, отловленное при помощи примитивных ловушек, в которых зверьё погибало и калечилось сотнями. Прибавить к этому тех, кто погиб при транспортировке, и тех, кто погиб в неволе... Что поделать, не было тогда нормальной борьбы с браконьерством.
А Даррелл, который Лоренс, - безусловно гениальный писатель, да и человек интересный.

Или это тоже ярлыки?
Это дидактизм. Когда-то авторы транслировали своё мнение через произведения, со временем перестали, это мнение вполне является предметом изучения, как продукт исторического и культурного контекста и окружения автора... Но любой искусствовед предостережёт от восприятия мнения того или иного автора как прописной истины. Прописными истинами о добродетелях и пороках занимается религия, а не искусство, пусть они порой и объединяются)
16.05.2020 в 22:21

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
А как же Дарреловский зоопарк, куда он собирал вымирающих животных, чтобы сохранить их в неволе, а потом выпустить? А как же его же активная борьба за сохранение редких видов?

Тогда зачем же нужно искусство, если не сеять разумное, доброе, вечно?
16.05.2020 в 22:51

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
А как же Дарреловский зоопарк
До того, как обзавестись своим зоопарком, он работал на другие зверинцы, отлавливая вовсе не вымирающие виды. В его зоопарке - да, была идея сохранения видов, но сохранялись они не ради самих видов, а для людей. Конечно, можно сказать, что во времена Даррелла мало кто задумывался о том, что такое культура вида и почему в неволе она не сохраняется, - но можно взглянуть на Гржимеков, которые спасали виды от вымирания в их естественной среде, поддерживая создание заповедников по своему миру.
В общем, из формулировки слов не выкинешь: сначала - ради заработка, потом - ради сохранения в неволе редких видов Даррелл именно что бездумно (т.е. не задумываясь о ценности жизни) именно что истреблял (т.е. сознательно приводил к массовой гибели) именно что диких именно что животных. Впрочем, Даррелл не только животных воспринимал как вещи и объекты коллекционирования - он относился как к вещам и к аборигенам (об умнейшем африканском политике и реформаторе того времени написал как о потешной обезьянке, с которым можно было выпивать и чьих жён можно было тр#хать, пользуясь законом гостеприимства), и к собственным жёнам (которым мы и обязаны всей художественной ценностью дарреловских книжек, поскольку они записывали его байки, редактировали, делали увлекательными и смешными, а он ими помыкал и ни разу не написал об их вкладе в его популярность). Опять же сравним с Гржимеками, которые ради сохранения видов рисковали не их жизнями, а своими собственными - так Гржимек-старший в конце концов и погиб.

зачем же нужно искусство, если не сеять разумное, доброе, вечное?
Религия регулярно задаётся этим вопросом, но искусство почему-то не задушишь, не убьёшь))
Наверное, потому, что у человека есть потребность к поиску смыслов, к тому самому выходу за пределы понятной банальной обыденности, о котором мы тут уже говорили. Каждый стиль искусства заново создаёт концепцию мира и человека, а каждый гениальный автор - выходит за пределы своего времени и, пафосно выражаясь, говорит на языке вечности, используя по-новому смыслы и архетипы, накопленные в прошлом, и давая бесконечное пространство для интерпретаций в будущем. Это как распадающийся луч, и в том месте, где кто-то вместо того, чтобы отразить луч под новым углом, скажет "правильно только так, а по-другому - не правильно, так - хорошо, а по-другому будет плохо", искусство сразу умирает.
16.05.2020 в 23:22

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
о сохранялись они не ради самих видов, а для людей
Именно что ради самих видов, для того чтобы однажды, когда появится такая возможность, выпустить животных в дикую среду обитания.
Фон Бафута описан с большим уважением и любовью, именно как друг Даррелла и именно так, как Даррелл описывает очень многих своих друзей.
Что касается редактуры, то Джеки правила в основном грамматику и орфографию, судя по её мемуарам.
А, и Фонд охраны дикой природы тоже Даррел основал.

Религия регулярно задаётся этим вопросом, но искусство почему-то не задушишь, не убьёшь))
Вы так говорите, как будто сеять разумное, доброе, вечное - плохо О_о Или это остается делом религии?

Иначе говоря, искусство говорит на языке вечности о мире и человеке. Чем мир и человек не разумный, добрые, вечные темы?
16.05.2020 в 23:44

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
когда появится такая возможность, выпустить животных в дикую среду обитания
Ну, как я уже сказал, тогда ещё мало кто знал, что сохранение культуры вида в противоестественных условиях невозможно. Если несколько поколений проживёт в неволе, культура утрачивается, да и фенотип изменяется - собственно, точно так же происходит в неволе и деградация человека. Поэтому зверинцы и не исполняют функцию реинтродукции - этим занимаются центры, которые скрыты вдали от людских глаз, ближе к природным заповедным зонам. А зверинцы - в первую очередь развлекательные заведения, как и цирки. Просто бизнес для развлечения публики.

Или это остается делом религии?
Религии и уголовного кодекса, да.) Не имею ничего против религий как таковых, но религиозные организации и собственно "сеянье" - да, порой раздражают, как любое навязывание. Как-никак человек - существо по большей части разумное и обладающее свободой воли, и способно само для себя решить, что хорошо, что плохо.

Чем мир и человек не разумный, добрые, вечные темы?
Тем, что существуют вне оценочных категорий) Ну, и тем, что эта некрасовская формулировка никак не может быть применима к чему-либо, кроме Некрасовым же созданной концепции. Некрасов, конечно, не виноват, что цитату вырвали из контекста и затаскали до такой зубодробительной кондовости, но с тех времён, когда его идеи вступали в полемику с общепринятыми, русский народ, мягко говоря, изменился)
17.05.2020 в 00:16

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Ну, как я уже сказал, тогда ещё мало кто знал, что сохранение культуры вида в противоестественных условиях невозможно.
Дарреллу можно зачесть и попытку, и привлечение внимания к проблеме, как по мне.

Тем, что существуют вне оценочных категорий)
Каковые представляют собой штампы, правильно я понимаю?
17.05.2020 в 01:17

Делай как должно и будь что будет.\\ Я начинаю восхождение здесь и сейчас.
Религии и уголовного кодекса
Да, но какой конкретно религии? И что делать с моралью атеистам?
17.05.2020 в 12:31

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Дарреллу можно зачесть и попытку
Это да. Хотя было много исследователей, которые изучали редкие виды, писали книги, снимали фильмы, привлекали внимание etc - именно даррелловские книжки за счёт авантюрности жизни зверолова стали популярны не только среди тех, кто прицельно интересовался животными, но и среди более широкой аудитории. Вполне допускаю, что многие читатели только из этих книжек впервые узнали о существовании тех или иных видов. Как говорится - средства сомнительные, а маркетинг удачный)

Каковые представляют собой штампы, правильно я понимаю?
Ну, грубо говоря - да. В частном смысле в штампах нет ничего плохого (скажем, на уровне тропов - повтори в сотый раз штамп а-ля "орлы прилетели", и зритель в сотый раз будет плакать от счастья, это работает), но когда какую-то абстракцию мы вешаем на крючок - "вот это хорошее, нужное, ценное", - это даёт простор только для повторов, но не для того, чтобы что-то в ней поставить под сомнение, вывернуть наизнанку и поставить с ног на голову. То есть в плане искусства заходим в тупик.

какой конкретно религии? И что делать с моралью атеистам?
Зачем тут конкретика? Религии как социального явления. В атеистических социумах роль религии замещает идеология - это тоже продукт религиозного мышления со всеми соответствующими религиозными атрибутами.
А что делать отдельно взятому человеку, вне зависимости от того, атеист он или придерживается той или иной религии, - ну, всё ещё, в идеале, формировать свою мораль самостоятельно. Не брать готовое, а анализировать - признак мыслящего существа. И, возвращаясь к искусству, - оно не замещает собой этот процесс формирования, а способствует ему в виде одного из множества факторов опыта. То есть один и тот же опыт, как личный, так и читательский/зрительский, может привести разных людей к формированию полярно разной морали, и это нормально.
17.05.2020 в 13:44

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
...И, кажется, я отсёк, как на эмоциональное воздействие искусства может возлагаться ответственность за формирование морали)

Ограничителей человеческого поведения всего два - внутренние (эмпатия) и внешние (социальные).
Эмпатия есть и у животных, у которых искусства нет (творчество бывает, но не именно искусство как создание концепций). Играют щенки или котята, один не рассчитал силу, укусил другого больно - тот взвизгнул, укусивший понял, что так нельзя, эмпатия сработала. Но эмпатия работает только на "своих" - тот же щенок с лёгкостью убьёт бельчонка. Бывают случаи, когда плач детёныша другого вида может заставить кошку или волчицу броситься ему на помощь из-за эмпатии, но это значит, что детёныш принят за "своего". Так же и у людей - круг "своих" ограничен своим видом, своей нацией, своей семьёй. Один и тот же человек может души не чаять в собственных детях и ставить опыты над чужими детьми. Возникает то, что называют "двойными стандартами", а проф.Франсион называет "моральной шизофренией" и приводит пример: скажем, корову везут на бойню, но фургон переворачивается, и она проваливается в яму. Эмпатия вызывает в свидетелях сочувствие, они гневно отвергают идею убить корову, обвязывают её тросами, вытягивают, спасают, дают ей имя... она - "своя". Но если бы аварии не произошло и корова доехала до бойни, те же самые люди восприняли бы известие о её смерти с радостью и пошли бы жарить шашлык.
Отличие человека от других животных в том, что он способен распространить эмпатию не только на "своих", а поставить себя на место другого, даже если он "чужой". В этом месте и возникает мораль - продукт абстрактного мышления. Как у Пратчетта, как раз вчера пересматривал: "Ты не найдёшь во вселенной атома сострадания или молекулы справедливости". Человек придумал для себя абстракции и наполнил их смыслом, каждый - своим. Ты не найдёшь двух людей с полностью совпадающими границами морали. (Тот, чья мораль безгранична до уровня "Куда бы ты ни пошёл и кого бы ни встретил, всегда встречаешь самого себя", - как известно, обретает просветление:gigi: )
А внешние ограничители - это закон (моя мораль может позволять мне что-то сделать, а иногда и прямо диктует мне что-то сделать, но закон может быть против) и, в некоторых случаях, религия (порой страх божьего гнева оказывается сильнее страха перед законом, и иногда это калечит, когда, к примеру, человек не может позволить себе кого-то любить и быть счастливым, а иногда спасает - алкоголиков и наркоманов обычно вытаскивают именно религиозные общины с жёсткой дисциплиной).

А возвращаясь к силе искусства, вызывающей эмоциональный отклик... Автор может (в том числе вполне сознательно) вызвать в нас эмпатическое сочувствие к персонажу. Но такая реакция свидетельствует о склонности читателя/зрителя к сопереживанию. А другой автор может эмоционально взывать к безжалостному истреблению врагов, и там, где у одного читателя волосы шевельнутся от ужаса, другой читатель воодушевится - только потому, что его внутренняя эмпатия не распространяется на "чужих" и его личная мораль допускает убийство.
У большинства классиков личная мораль плюс-минус соответствовала их историческим периодам - они не видели ничего плохого в убийстве, эксплуатации, расизме, не считали женщин за людей (и немало наших современников по-прежнему не считают, будем честны). Но даже если автор свою мораль транслирует, мы не подпадаем под её влияние, поскольку у нас есть своя собственная. Мы понимаем, что даже очень хороший автор может изображать как норму то, что неприемлемо для нас. Конечно, когда некое явление воспринимается как норма и окружающим социумом, и большинством признанных авторов, становится сложнее сформировать мораль, противоречащую этой норме, - и в таком случае чьё-то произведение может стать тем жизненным опытом, который поможет расширить рамки. В этом смысле - да, искусство может удовлетворить потребность человека в моральном поиске (а может и не удовлетворить) :vv:
17.05.2020 в 16:33

It's called "Garbage can", not "Garbage cannot".
Это были всего лишь красные кроссовки...
17.05.2020 в 16:35

in tenebris lucet
Totenhoff, almost exactly my thought...

Но! Это были именно что красные кроссовки :D
17.05.2020 в 16:41

in tenebris lucet
Mark Cain, за Даррелла обидно!) Человек всё же больше хорошего принёс в жизнь общества, чем плохого. Оттого, что у кого-то получается делать хорошее лучше - мы же не станем считать мерзавцем того, у кого получается это хорошее делать не так хорошо? Не очень справедливо как-то.
И потом, любого человека, имхо, надо судить на фоне его эпохи, поступков его современников. Допустим, Годунов не подарок. Но если сравнивать с Иваном Грозным (да и более вменяемыми чуваками его времени) - просто ангел небесный. Гуманист-прогрессор.
Ты же разделяешь творческий гений Пушкина и его мудачество в быту (а его отношений к/с женщинами иначе и не назовёшь) *хотя сам Пушкин в том же своём творчестве был иного мнения*.
Хочу обратить твоё внимание на то, что у Шелли принципиально иное мировоззрение. Она верит в принципиальное онтологическое Добро (Истину и Жизнь) как основу мироздания.
17.05.2020 в 20:38

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
любого человека, имхо, надо судить на фоне его эпохи
Ну я об этом и толкую) На фоне многих его современников браконьер и шовинист уже смотрелся нерукопожатно, это ведь не эпоха конкистадоров была, а конец прошлого века. Он какбэ умер позже, чем я родился, а мне 27. Совсем недавно в исторических масштабах, менталитет человека не успел принципиально измениться.
Но - да, я разделяю личность и творчество и об этом толкую тоже) Книжки хороши и познавательны, я сам в доинтернетном детстве старался собрать их все, как источник красочной информации о природе дальних стран. У меня, конечно, были энциклопедии, но с личными впечатлениями это не сравнится - а это уже свидетельствует о художественных достоинствах.

Хочу обратить твоё внимание на то, что у Шелли принципиально иное мировоззрение
Я это вижу и, в общем-то, так много пишу не для того, чтобы кого-то в чём-то переубедить (закапывайте, когда я начну претендовать на непререкаемую истинность)), а для того, чтобы докопаться до источника этого мировоззрения и лучше его понять. Потому как зачастую (и в этом случае тоже) оказывается, что за формулировкой, вызывающей первичное ощущение "да не может такого быть потому что быть не может", лежит некая глубинная основа, не сильно-то отличающаяся от твоей собственной, просто смотрящая под другим углом и оперирующая другими понятиями.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии